Положение женщин в древнем риме

Эволюция прав женщины в Древнем Риме

Положение женщин в древнем риме

Симакина Д. В. Эволюция прав женщины в Древнем Риме // Новый юридический вестник. — 2019. — №7. — С. 4-6. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/148/4602/ (дата обращения: 27.03.2020).



В статье рассматривается эволюция прав женщины в Древнем Риме на основе ее положения в древнеримском обществе.

Ключевые слова: правовое положение, брак, pater familias, проститутки, Lupa, весталки, Virgo Vestalis, права.

The article discusses the evolution of women’s legal position in ancient Rome her role in Roman society.

Keywords: legal status, marriage, pater familias, prostitute, Lupa Virgo Vestalis, rights.

В истории множества стран мира мужчины и женщины имели неравные права. На ранних ступенях развития римского общества, мужчины занимали главенствующее положение, нежели женщина, которая в свою очередь являлась, не субъектом, а объектом имущественных сделок.

Поставленную мною тему я бы хотела раскрыть через три группы женщин:

1) Lupa

2) Virgo Vestalis

3) Trium liberorum — законное право троих детей

В истории древнего мира многие ученые часто сталкиваются с явлением, имеющим в разных странах свое название: Баядеры в Древней Индии, Kadeschim в Малой Азии, Mitbras в Хамурапии, Lupa в Древнем Риме.

Проституция имела огромное значение не только как заработок денег, но и как культ.

В эпоху первых правителей в Древнем Риме быть Lupa считалось позором, женщины скрывались в публичных домах, которые были открыты лишь для узкого круга лиц. В исторических источниках есть информация о том, что один из первых и наиболее известных публичных домов Lupanar был закрыт властями в виду происходивших там бесчинств.

Это свидетельствует, что проститутки на начальных этапах развития Древнего Рима имели минимум прав, подобно рабам или чужестранцам.

Сабатье говорил, что в руках цензоров были широкие полномочия для переустройства в области общественного и домашнего быта; разнузданность сдерживалась тем уважением, которое питали граждане к честности и моральным началам.

Позже с новыми завоеваниями в римское общество пришли такие явления как: роскошь, изнеженность, любовь к деньгам и наслаждениям. Они проникли во все классы общества и развратили его.

Пороки, которые начали обнаруживаться в тревожное время ужасов гражданских войн, стали особенно процветать среди спокойной обстановки и утех мира.

Участившиеся прелюбодеяния, распутный образ жизни холостяков, необузданный разврат — все это шло рука об руку с победами и военной добычей и распространяло пороки всего мира [1].

В эту эпоху расцвета Древнего Рима мы встречаем Lupa по имени Флора, на которой женится один из богатейших патрициев Рима, Таруций. Не говорит ли это о том, что права проституток эволюционировали? Более того, после смерти Флора оставляет все свое нажитое имущество (золото, дома) городу, который в свою очередь в знак благодарности устанавливает празднество в честь ее [3].

Со временем введения института брака в интересах государства было создано множество негласных общественных правил из-за, которых до Имперского периода проституция пошла на спад.

Впрочем, постановления о браке касались только римских граждан, вольноотпущенники же и плебеи продолжали свободно предаваться проституции.

Эта свобода была крупной политической ошибкой, и она неминуемо должна была создать тот очаг разврата, который впоследствии, во времена Империи, после больших войн с азиатскими народами, распространился на все классы общества и постепенно привел к упадку Рима [3].

Профессия Lupa существовала на протяжении всей истории Древнего Рима. Она являлась культом, заработком денег на нужды государства и не смотря на спады и подъемы была востребована всегда. Женщины жили богато, особенно те, кто удостаивался чести в ублажении значимых римских граждан.

Следующая категория населения играла не менее важную роль в Древнем Риме. Культ Весты, один из важнейших в древнеримской религии, традиционно вызывает интерес у специалистов.

Богиня домашнего очага и огня, горевшего в нем, Веста почиталась как покровительница государства, и огонь, пылавший в ее храме, считался вечным и неугасимым. Изначально дочери царя охраняли священный огонь, который оберегал домашний очаг всех римлян. Но со временем их заменила группа весталок — жриц единственного женского жречества в Риме.

В сокровенном месте храма, называвшемся «Пен», хранились священные предметы, среди которых находились пенаты — изображения богов-покровителей, привезенные, по преданию, героем Энеем из разрушенной Трои.

Об этих предметах знали только верховный жрец — великий понтифик и весталки — жрицы богини Весты. Шесть весталок должны были поддерживать огонь и совершать другие ритуалы, связанные с семейным культом [5].

Для посвящения в жрицы отбирались девочки от шести до десяти лет, родившиеся в семьях патрициев. Они становились весталками на тридцать лет и на протяжении всего жречества должны были оставаться девственницами.

В случае нарушения этого правила весталку ожидала смертная казнь: ее заживо хоронили в подземной комнатке времен Сервия Туллия неподалеку от Коллинских ворот, на Квиринале, так как считалось грехом пролить кровь весталок. Это место называлось «Злодейским полем». Сообщника наказывали поркой до смерти во время народных собраний.

Но, с другой стороны, у весталок было много привилегий: они не подчинялись родительской власти, потому что функции отца выполнял Великий Понтифик, им даровалось значительное состояние, и они имели огромный престиж.

Внешне это выражалось в том, что весталки передвигались по городу на повозке, сидели на специальных местах во время спектаклей, и их хоронили в гробницах (скорее всего общих) внутри городских стен.

Если приговоренный к казни в день исполнения приговора встречал весталку, ему даровали жизнь [4].

Таким образом, в течение тридцати лет весталки служили своей богине. После этого они имели право возвратиться в свой дом и даже выйти замуж.

Но по большей части весталки оставались при храме, поскольку занимали чрезвычайно почетное положение в Риме. Когда они ехали по улице, то все должны были уступать им дорогу.

Их показания в суде имели решающее значение. Оскорбление весталки каралось смертью [5].

В казну весталок поступали штрафы за повреждение могил и надгробий, если это было специально оговорено (CIL, VI, 1421, 2939, 1631) [2].

Веста была символом, объединявшим римских граждан в одну большую семью вокруг общего очага. Потому культ этой богини, которую на земле представляли весталки имел столь важное значение в жизни римского государства. Пока пылал огонь Весты в ее святилище и хранились в ее храме священные реликвии, Рим, охраняемый этими святынями, был крепок и могуч.

Как было сказано раннее в данной статье в Древнем Риме институт брака вводился для установления в государстве моральных ценностей. Брак всегда поощрялся. Многие авторы, например Новицкий, придерживаются того мнения, что в браке женщина имела минимум прав, это не так. Брокгауз в своем энциклопедическом словаре пишет о том, что бракосочетания в Древнем Риме поощрялись.

В Риме, где количество народонаселения всегда считалось одним из существеннейших условий государственного могущества, где заботы об умножении числа своих граждан всегда занимали правительство, на безбрачие всегда смотрели как на состояние недостойное и неприличное для римского гражданина, который хотя и считался по римскому праву самостоятельной частной личностью, однако в значительной мере должен был жертвовать своей самостоятельностью в пользу общегосударственных интересов.

На взгляде этом основан тот древний, установленный еще Сервием Тулием налог на холостых и вдовых, доход с которого предназначался на содержание лошадей всадников.

Дальнейшее римское законодательство времен Республики, с одной стороны, поощряло брак различными преимуществами, предоставляемыми женатым перед холостыми, например, при выборе в государственные должности магистратуру или при занятии мест на публичных зрелищах, с другой — поручало цензорам порицать безбрачие, если оно было следствием легкомыслия.

Для вознаграждения лиц, удовлетворяющих требованиям законодателя, вступающих в брак и доставляющих государству молодое поколение, по римскому праву количество законных детей влияло на взаимные права супругов, большие из которых влияли и на права женщины.

Супруги, которые не могли наследовать друг после друга более одной десятой части имущества умершего, по jus tria liberorum предоставлялось супругам, имеющим троих или более детей, завещать друг другу столько десятых частей, сколько они имели детей. Более того, после рождения третьего ребенка женщина получала свободу несмотря на вид брака, который был заключен изначально.

Право это, имеющее большое значение, римские императоры стали жаловать впоследствии и женщинам, имеющим и менее, чем три ребенка [7].

В заключении, хотелось бы сказать, что несмотря на то, что Древнеримская женщина была подвержена многим правовым ограничениям, она все равно занимала высокое положение в обществе.

Литература:

  1. Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима//М. Сергеенко: Журнал «Нева», 2000. — 368 с.
  2. Смирнова О. П. О характере культа Весты// О. Смирнова: Межвузовский сборник научных трудов Пермского педагогического института, 1992, с. 78–84.
  3. Эдмонд Дюпуи Проституция в древности//Эдмонд Дюпуи: С-Петербург, 1907.
  4. Filippo Coarelli. Roma. Guide Archeologiche. Mondadori Electa S. p.A. 2004, с. 96–100.
  5. The code of Patria Potestas [Электронный ресурс] Режим доступа: https://web.archive.org/web/20051203215843/http://www.suppressedhistories.net/secret_history/patriapotestas.html- (Дата обращения: 01.05.2019).
  6. Proving the ius liberorum: P.Oxy. XII 1467 Reconsidered Benjamin KellyDepartment of Manuscripts, British Museum, Inv. 2458 Oxyrhynchus A. D. 263.
  7. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Том III // Банки — Бергер, 1891, с 270–278.

Основные термины(генерируются автоматически): Древний Рим, Рим, весталка, женщина, заработок денег, CIL, римское общество, домашний очаг, Великий Понтифик, класс общества.

В исторических уроках Римской империи нас тревожат такие актуальные и злободневные темы, как

Однако после терактов 11 сентября привлекательность идеи гражданского общества

Сегодня США столкнулись с той же проблемой, с которой столкнулся в свое время Рим вдоль…

ДревнийРим ‒ Roma Antiqua – одна из ведущих цивилизаций Античности.

Так возникло римское право – одно из величайших достижений древности.

В ДревнемРиме существовала взаимосвязанная система бухгалтерского учёта, построенная на основе греческого учёта.

Ключевые слова: ДревнийРим, адвокатура, заступническая адвокатура, патронат, статус адвоката, дисциплинарная ответственность

Одновременно с этим необходимо отметить, что впервые оказывать правовую помощь в ДревнемРиме стали понтифики, начиная с конца…

Общепринято, что по развитию кино можно наблюдать состояние общества.

Точно также, борьба за место работы стравливает героинь фильма «Рим в 11 часов».

Через масштаб семейной драмы неореализм рассматривает состояние всего общества.

В древнемРиме глава семьи в тех случаях, когда он желал и имел право изменить обычный порядок наследования или при отсутствии

С развитием торговли и распространением письменной правовой документации в Риме стали учащаться случаи подделки документов.

Римская империя стала примером того, как прагматичная великая держава в определенных

И в этом отношении Рим представляется наиболее значительным историческим уроком

3. Буданова В.П., Токмаков В.Н., Уколова В.И., Чаплыгина Н.А. ДревнийРим: Учебное пособие…

Ключевые слова: поручительство, древнийРим, должник, обязательство. История поручительства насчитывает сотни лет и берет свое начало еще со времен Римского права. Прежде, чем говорить о зарождении и развитии поручительства во времена Римской империи…

Этот очаг, согласно верованиям древних римлян, являлся центром вселенной и олицетворением самой богини. В храме, в закрытой для общего доступа сокровищнице, находились важнейшие для римлян реликвии, которые по легенде прародитель римлян Эней…

В статье рассматривается вопрос происхождения института адвокатуры ДревнегоРима и судебного патроната из заступнической адвокатуры. Также исследуется возможность оказания заступниками юридической помощи гражданам и их судебной защиты.

Источник: https://moluch.ru/th/9/archive/148/4602/

Положение женщин в Древнем Риме.. Обсуждение на LiveInternet – Российский Сервис Онлайн-Дневников

Положение женщин в древнем риме

Если вы обратитесь к юристам, которые по обыкновению изучают учреждения лишь при помощи законодательных текстов, они изобразят вам в самых мрачных красках положение женщины в древнем Риме: она лишена всех гарантий, которые по более мягким греческим законам ограждают ее интересы; она — беззащитная жертва отца или мужа, который имеет над нею право жизни и смерти; ее продают, покупают, приобретают на основании давности владения, она служит предметом иска в суде, как рабыня или как животное; ее бесправие и ее рабство кончаются только вместе с жизнью; от тирании мужа или отца она освобождается только для того, чтобы подпасть тирании родственников.

Но если вы оставите на время в стороне юридические формулы и посмотрите, как определилось положение женщины на основании нравов и обычаев, какое место занимает она в общественной жизни, одним словом, что она представляет собой в действительности, то вы увидите, как сцена, так сказать, внезапно переменится на ваших глазах.

Женщина находилась в подчинении мужчины, потому что она, по словам Теодора Моммзена, «принадлежала только семье и не существовала для общины». В богатых семьях женщине отводилось почётное положение, она занималась управлением хозяйства.

В отличие от гречанок, римлянки могли свободно появляться в обществе, причём, несмотря на то, что высшей властью в семействе обладал отец, они были защищены от его произвола.

Основной принцип построения римского общества — это опора на элементарную ячейку общества — семью (фамилию).

Глава семейства — отец беспредельно властвовал в семье, и власть его в семье была оформлена законодательно. В состав семьи входили не только отец и мать, но и сыновья, их жены и дети, а также незамужние дочери.

Фамилия включала в себя и рабов и все домашнее имущество.

Власть отца распространялась на всех членов фамилии.

Практически все решения относительно членов семьи отец принимал сам.

При рождении ребёнка он определял судьбу новорожденного; он либо признавал ребёнка, либо приказывал умертвить, либо бросал без всякой помощи.

В римских семьях женщина имела большие права, так как на неё возлагались обязанности по ведению домашнего хозяйства. Она была полновластная хозяйка в своем доме.

Считалось хорошим тоном, когда женщина хорошо налаживала семейный быт, освобождая время мужа для более важных государственных дел.

Зависимость женщины от мужа ограничивалась, в сущности, имущественными отношениями; владеть и распоряжаться имуществом без разрешения мужа женщина не могла.

Римляне не держали своих женщин в тиши и уединении гинекеев, она появлялась у них и в театрах, и на праздниках, и на пиру: везде ей было почетное место; всякий уступал ей дорогу, даже консул со своими ликторами.

Впрочем, ее редко можно было встретить в публичном месте или на общественном собрании: добродетель сделала ее такой же домоседкой, какою гречанка была по принуждению, — ее обычное место было у домашнего очага в атриуме.

Этот атриум не был, подобно гинекею, отдаленным помещением, теремом в верхнем этаже дома, убежищем укромным и недоступным. Атриум был центральным помещением в римском жилище, общей залой, в которой сходилось все семейство, где принимались друзья и чужестранцы.

Здесь у очага возвышался жертвенник богам-ларам, и вокруг этого святилища стояло все, что было самого драгоценного и почитаемого в семействе: брачная постель, изображения предков, холст и веретено матери семейства, сундук с документами и домашней кассой; все эти сокровища находились под охраной матроны.

Она приносила жертву, как и сам домовладыка, богам-ларам, она заведывала домашними занятиями рабов, руководила воспитанием детей, которые долго, до самого юношеского возраста, оставались подчиненными ее надзору и власти; наконец, она разделяла со своим мужем заботу по управлению имуществом и заведованию домашним хозяйством. С той минуты, как новобрачная вступила в атриум своего мужа, она была приобщена ко всем его правам. Это именно выражала собой древняя формула; переступая порог мужнего дома, молодая жена обращалась к нему со следующими словами: «Ubi tu Gaius, ibi ego Gaia —там, где ты хозяин, там я буду хозяйкой».

Жена действительно была хозяйкой всего того, над чем муж был хозяином. Каждый в доме, не исключая даже мужа, звал ее domina, (госпожа), и Катон Старший выразил лишь в преувеличенной форме по существу совершенно верное замечание, когда в шутку восклицал: «Везде мужи управляют мужами, а мы, которые управляем всеми мужами, находимся под управлением наших жен».

Римская женщина свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на торжественных приемах. Но занятие политикой не было женским делом, ей не полагалось присутствовать на собраниях народа.

Влияние женщины проявлялось не только под сенью домашнего очага и в узком кругу семейной жизни. Женщина фигурирует на каждой странице римской истории.

Напрасно закон устраняет ее от участия в общественных делах: ее влияние, явное или тайное, сказывается беспрестанно, решая судьбы государств.

Можно подумать, что римляне в своих летописях и преданиях нарочно связывали самые славные свои воспоминания с именем какой-нибудь героини; и, если верить традиционной истории, Рим не менее обязан добродетели своих матрон, чем мудрости своих законодателей и мужеству своих воинов.

Чтобы узнать, до какой степени они были свободны, стоит только обратиться к надписям. Мы перестанем оплакивать их судьбу, когда познакомимся с этими документами. Женщины, оказывается, имели право составлять, также как и мужчины, общества с избираемой главой. Одно из таких обществ носит почтенное название «общества для распространения стыдливости».

Случалось, что такие организации вмешивались в муниципальные дела и играли в них известную роль. В них обсуждался, например,  вопрос о вознаграждении одному городскому магистрату и о изыскании средств для этого.

Во время выборов женщины не подавали голоса, но зато они усердно агитировали в пользу того или другого кандидата. Богатых и знатных женщин признательность сограждан не отделяла от их мужей и им ставили общий памятник.

Часто они становились благодетельницами города: сооружали за свой счет храмы, портики, украшали театры, устраивали от своего собственного имени игры и в благодарность за это получали восхваляющие их постановления.

Мы имеем текст такого постановления, сделанного сенатом одного итальянского города в честь знатной матроны по имени Nummia Valeria — жрицы Венеры.

В этом постановлении сказано, что «все сенаторы единогласно решили даровать ей название “покровительницы города” и просят ее благосклонно принять этот титул, а также принять каждого гражданина в отдельности и весь город вместе в число клиентов своего дома, и при всех обстоятельствах оказывать им свое могущественное покровительство»; наконец, испрашивается ее согласие на поднесение бронзовой плиты, на которой написано это постановление, и которая будет вручена ей магистратами города и важнейшими членами сената.

Уже тогда существовал женский день. В этот день матроны получали от своих мужей подарки, были окружены любовью и вниманием. Рабыни тоже получали подарки. Кроме того, хозяйка дома позволяла невольницам в этот день отдыхать. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на головах римлянки приходили в храм богини Весты – хранительницы домашнего очага.

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/fox-cub77/post166631868

Какие права имели женщины в древнем Риме?

Положение женщин в древнем риме

Как и в других государствах античной эпохи, которым был присущ институт жесткого патриархата, женщины в Древнем Риме имели пониженный социальный статус и были ограничены в правах.

Они не могли занимать государственные должности и ать, состоять на военной службе, посещать определенные общественные мероприятия и зрелища (или сидеть только в задних рядах). В семье, согласно традициям и законам, находились в подчиненном положении по отношению к мужчинам.

Образцовой женой считалась домоседка (лат. domiseda), усердно занимавшаяся домашним хозяйством.

Римские женщины. Источник: patreon.com

На протяжении своей жизни римлянка находилась под мужской властью и опекой. Опекуном, с которым женщине надлежало согласовывать все решения по распоряжению своим имуществом, мог, выступать отец, старший родственник мужского пола по отцовской линии после смерти отца или муж.

За неимением опекуна-родственника, опекун назначался претором при участии трибунов. Уже на рубеже тысячелетий у женщин, однако, появились юридические возможности для смены опекуна или полного избавления от опеки (напр., рождения третьего ребенка).

Необходимость опеки для женщин объяснялось архаичным представлением о них, как об умственно и морально неполноценных существах.

Замуж римских девушек выдавали достаточно рано. Зачастую между 15 и 18 годами, иногда и в 12 лет. Женихи нередко были значительно старше невест, так второй жене Цицерона было на момент брака 15 лет, тогда как Цицерону уже 60. Решение по поводу брака принимал отец и согласие девушки здесь не требовалось.

Нередко дочери являлись выгодным товаром для родителей. В римском праве существовало специальное обозначение для такой формы брака – coemptio (купля). В архаический период женщина фактически приравнивалась к имуществу мужчины, прелюбодеяние расценивалось, как покушение на собственность.

Муж при этом имел право собственноручно казнить жену за измену.

Древний обряд бракосочетания – конфарреация, в более позднее время практикующийся в основном патрициями, предполагал сложный религиозный ритуал с жертвоприношением. Источник: alamy.com

Римские девочки имели возможность обучаться грамоте и счету в смешанных школах. Дальнейшее образование получал лишь небольшой процент девушек из состоятельных семей с домашними учителями.

Хорошее образование не считалось добродетелью женщины, гораздо важнее было уметь хорошо готовить и шить. Сенека высказывал сильное сожаление, что отец в свое время не дозволил его матери надлежащим образом изучить философию.

По мнению философа, «неразумное женское существо» можно исправить лишь «серьезным образованием и наукой».

Кадр из сериала «Рим» телеканала HBO

В то же время, эмансипация женщин в Риме уже в республиканский период ушла далеко вперед по сравнению с греческими полисами и другими традиционными государствами.

В отличие от эллинок, которым надлежало находиться в женской половине дома и вести затворнический образ жизни, римские женщины могли присутствовать на мужских трапезах, беспрепятственно появляться на публике, наравне с мужем вести домашние дела.

Также женщины могли заниматься коммерцией, выступать в судах, агитировать в ходе избирательных компаний, в отдельных случаях участвовать в акциях протеста (как, напр., против закона Оппия 215 г. до н.э., направленного против женской роскоши), что немыслимо было для Греции.

Девушка с принадлежностями для письма (помпейская фреска). Источник: ancient.eu

У античных авторов встречаются упоминания о женских общественных организациях. Так во времена ранней империи существовало некое сообщество почтенных замужних женщин из высшего сословия (матрон) – ordo matronarum.

Гелиогабал в 3-ем веке учредил специальный «женский сенат», для которого было построено здание на Квиринале.

По словам Лампридия, указы этого учреждения, которые он называет нелепыми, касались в основном женского этикета.

Положение женщин в Древнем Риме регулировалось преимущественно устойчивыми традициями, а не специальными законами, каковых известно немного. В древнейшем своде римского права «Законах 12 таблиц» (5 в до. н.э.

) содержится положение о необходимости мужской опеки даже для совершеннолетних женщин «по причине присущего им легкомыслия». Исключение делалось лишь для весталок.

Почти полное юридическое уравнивание женщин с мужчинами произошло лишь при Юстиниане в 6-ом веке.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

© Дмитрий Романов

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c02db55e79aa203d9ec70a8/5d2fae9e25667300b5bd0570

Правовой статус женщин Древнего Рима

Положение женщин в древнем риме

Общественный строй строй Римской империи считался патриархальным — важное влияние на порядок в государстве устаналивали мужчины. Они занимали высокие должности и зачислялись в ряды римской армии.

Вместе с тем, женщины Древнего Рима пользовались правовой защитой и имели множество привилегий, в отличие от рабов и граждан иностранных государств.

Статус женщин определялся положением отца.

Положение женщины Древнего Рима в обществе

Влияние женщин в Древнем Риме распространялось через материнство и брак. К примеру, матери Юлия Цезаря и Гракхов считались в римском обществе образцовыми женщинами, поскольку они способствовали правильному воспитанию и блестящей карьере сыновей.

Они пользовались политической властью, их изображения чеканились на монетах и становились образцами красоты в искусстве.
Жена Марка Антония, римлянка Фульвия, осуществляла командование во время военных кампаний во время беспорядков среди гражданского населения. Ее профиль украшал римские монеты того времени.

Плотина, получившая неограниченную власть в обществе благодаря влиятельности супруга — императора Траяна и приеемника трона Адриана. Письма Плотины служили эталоном культуры переписки, приравниваемой к государственным документам. Петиции — ответы на вопросы населения Рима были открыты для общественности.

Это свидетельствовало о высоком положении женщин в империи.

Права женщин в древнем Риме

Центральное место в римской семье занимал Patria potestas — власть отца. Он мог признать ребенка либо дать приказ о его умерщвлении. Гражданское положение ребенка определялось статусом его матери. В период расцвета империи (I-II в. н.э.) девушки при замужестве передавались в «руку» мужа, это значило получение независимости от решений отца.

Это требование отличалось от принятого в эпоху правления Юлия Цезаря, когда замужняя женщина осталась под контролем отца. Положение римских женщин в поздний период было отличным от культур других древних государств, где они оставались всю жизнь в зависимости от повелений отца.Самое высокое положение в римском обществе занимали женщины, вышедшие замуж только один раз — univira.

Если женщина не стремилась после развода или смерти мужа к повторному браку, то ее поведение считали образцовым. Развод осуждался, поэтому случаев прекращения брачных отношений в ранний период было мало.Женщины в Риме имели право на развод. Муж не мог принуждать супругу к любви физически. Избиение ее могло послужить причиной обращения в Сенат для развода.

Для мужчины такие действия влекли негативные юридические последствия, как потеря должности и статуса.

Начиная с I в. н.э. дочери наследуют на правах, равных с сыновьями в случае отсутствия завещения отца.

Женщина обладала правами на собственное имущество, принесенное в брак, даже после смерти отца. Она могла распорядиться собственностью по своему усмотрению и даже оказывать влияние на решения сыновей путем распределения имуществом. В имперский период дети брали имя отца, позже — матери.

Нередкими в истории были случаи, когда гражданки Рима являлись в суд для оспаривания судебного решения. В юриспруденции они плохо разбирались и оказывали влияние через мужскую половину семьи и за счет своего авторитета в обществе. По этой причине позже возник указ об отстранении женщин от ведения судебных дел в собственных интересах.

Даже после этого в практике случалось множество случаев, когда римлянки диктовали юристам стратегию решения определенного вопроса.

Государство поощряло рождение детей. Для матерей, выносивших тройню, предоставлялась награа ВМС Trium liberorum («законное право троих детей»). Они освобождались на всю жизнь от попечительства мужчин.

Яркой политической фигурой во времена Древнего Рима стала женщина Гипатия Александрийская. Она выступала советником римского префекта в Египта и вела образовательные курсы для мужчин. В 415 г. римлянка погибла насильственной смертью.

Историки полагают, что причиной ранней гибели стал конфликт с епископом Александрийским Кириллом.

Женщины в Риме имели право на физическую и половую неприкосновенность. Изнасилование считалось преступлением и каралось законом. Существовала презумпция отсутствия вины девушки при рассмотрении подобных дел. Причиной принятия данного акта послужила история об изнасиловании Лукреции наследником Цезаря. Она покончила с собой после произнесения речи против произвола власти, выразив политический и моральный протест действующему порядку. Очевидно, это был первый призыв к установлению республики и свержению монархии.Женщина с низким положением в обществе, актриса или проститутка, была защищена от физического посягательства договором ее купли-продажи. За изнасилование рабыни владельцу полагалось возмещение материального ущерба.

Изменение положения женщин осуществлялось во время прихода к власти христиан. Святой Августин считал, что изнасилование — это акт, в котором жертва пообщряет насильника на совершение преступления.

При Константине при побеге дочери с мужчиной, если в том отсутствием согласие отца, оба молодых человека подвергаются сожжению живьем.

Если девушка была несогласна на побег, то все равно в этом усматривалась ее вина, поскольку она могла спастись, крича о помощи.

Отличия положения женщин в древнем Риме

Теорию о равных правах мужчин и женщин, справедливых отношениях, впервые озвучили философы Музониус Руфус и Сенека. Они утверждали, что природа мужчин и женщин одинакова, поэтому женщины могут выполнять те же обязанности, равно как и иметь те же права наряду с мужчинами.

Их воззрения благотворно повлияли на обособление прав женщин в республиканский период.
Женщины в Древнем Риме наделялись всей полнотой прав свободных граждан. Они наследовали, распоряжались имуществом, заключали сделки, вели торги, могли открыть собственный бизнес.

Многие римлянки занимались благотворительностью, организовывали общественные работы.
Император Август впервые в истории Древнего Рима принял ряд законов по созданию определенного морального облика женщин.

Прелюбодеяние стало трактоваться как преступление stuprum — запрещенный законом половой акт, произошедший между женщиной, находящейся в браке, и любым мужчиной — не ее мужем. Любовные отношения женатых мужчин считались нормой, если женщина была из низших маргинальных слоев общества — infamis.
Дочери получали одинаковые с мальчиками права на образование.

Доступность посещения начальной школы определялась состоятельностью семьи: если родители могли заплатить за образование, дети ходили в школу. Дочери сенаторов и служащих римской армии брали уроки в возрасте с 7 до 12 лет. Женщины могли получить достаточный уровень образования для работы секретарями или писцами.

Допускались ли пытки женщин в древнем Риме

В Древнем Риме женщины подвергались разнообразным пыткам. При Тиберии применялось битье до смерти ключими ветвями терновника, отрубание конечностей. Если после сбрасывания в реку Тибр несчастным удавалось спастись, их топили с лодок палачи.

Император Гай Калигула прославился страстью к страданиям заключенных. Он придумывал все новые и новые способы доведения людей до гибели. Их закрывали в клетках с хищными голодными животными, отрубали им конечности, клеймил раскаленным железом. Женщины и дети не составляли исключения.

Самыми страшными были пытки перед смертью версталок — женщин, поклявшихся сохранить целомудрие до 30 лет. Их в древнем Риме было всего шесть. Тех, которые не исполняли обещание, закапывали под городскими воротами, били плетьми. Часто женщин сжигали на костре.

Император Неров вошел в историю как жестокий палач, присутствующий на пытках в качестве зрителя.

Женщины древнего Рима: видео

Источник: http://drevniy-egipet.ru/pravovoj-status-zhenshhin-drevnego-rima/

Правовой статус женщины Древнего Рима

Положение женщин в древнем риме

Женщины Древнего Рима как граждане пользуются правовой привилегией и защитой, которая не распространяется на неграждан или рабов римского общества.

Однако, строй был патриархальным, и женщины не могли занимать государственные должности или служить в армии.

Положение женщин в Древнем Риме

Женщины высших классов осуществляли политическое влияние через брак и материнство. Во время Римской республики, матери братьев Гракхов и Юлия Цезаря были отмечены как образцовые женщины, которые способствовали карьере своих сыновей.

В имперский период, женщины императорской семьи могли приобрести значительную политическую власть, и регулярно изображались в официальном искусстве и на монетах.

Фульвия, жена Марка Антония, командовала войсками во время римских гражданских войн и была первой женщиной, чей профиль появился на римских монетах.

Плотина имела влияние, как на своего мужа, императора Траяна, так и на его преемника Адриана. Ее письма и петиции на официальные вопросы были доступными для общественности. Это было признаком того, что ее взгляды рассматривались как важное общественное мнение.

Гражданский статус ребёнка определяется тем, кем была его мать. И дочери и сыновья подвергались Patria potestas, власти своего отца в качестве главы семейства.

В разгар империи (1-2-го века), правовой статус дочерей мало чем отличается, если вообще отличается, от сыновей. Девушки имеют равные права наследования с мальчиками, если их отец умер, не оставив завещания.

Брак идеализировался римлянами, как ячейка общества и партнерство товарищей, которые работают вместе, чтобы производить и воспитывать детей, управлять повседневными делами, вести образцовую жизнь, и наслаждаться любовью.

В ранний период Римской республики, невеста передается из-под контроля своего отца в «руку» ее мужа. Затем она становится potestas собственностью мужа, хотя и в меньшей степени, чем их дети.

Эта архаичная форма брака в значительной степени отличалась от времен Юлия Цезаря, когда женщина, по закону, оставалась под властью своего отца, даже если она переезжала в дом мужа. Это условие было одним из факторов независимости римской женщины относительно многих других древних культур, вплоть до современного периода.

Хотя она должна была в правовых вопросах опираться на своего отца, она была свободна от его прямого контроля. В своей повседневной жизни, ее муж не имел юридической силы над ней. Когда умирал ее отец, она становилась юридически эмансипированной: замужняя женщина сохраняет право собственности на любое имущество, которое она принесла в брак.

Это было предметом гордости, чтобы быть женщиной — univira, которая выходила замуж только один раз: было мало разводов; и к скорейшему повторному браку, после потери мужа через смерть или развод, женщина не стремилась.

В классическом римском праве, муж не имел права злоупотреблять своей женой физически или принуждать ее к сексу. Избиение жены было достаточным основанием для развода и других юридических действий против мужа.

Поскольку она оставалась юридической частью семьи, в которой родилась; женщина римского общества всю жизнь держала имущество собственной фамилии. Дети чаще всего брали имя отца, но в имперский период иногда берут часть имени своей матери, или даже использовали его вместо имени отца.

Мать Романа имеет право владеть собственностью и распоряжаться ею, как она считает нужным, что усиливает ее влияние на ее сыновей, даже когда они становятся взрослыми.

Из-за правового статуса граждан, женщины обладали достаточной степенью свободы: они могли владеть имуществом, заключать контракты, а также участвовать в бизнесе. Некоторые приобрели и утилизировали значительные состояния, что отражается в надписях, в качестве благотворителей, в финансировании крупных общественных работ.

Римские женщины могли явиться в суд и оспорить дело, это было для них обычным случаем. Они были одновременно пренебрежительными, как слишком невежественные в юридической практике, так и слишком активные и влиятельные в правовых вопросах — в результате появился указ об ограничении женщин в ведении дел от своего собственного имени.

Даже после введения этого ограничения, есть многочисленные примеры того, как женщины принимали обоснованные действия в правовых вопросах и диктовали правовую стратегию мужчинам адвокатам.

Первый римский император, Август, объявил свое восхождение к единоличной власти как возвращение к традиционной морали, и пытался регулировать поведение женщин путем морального законодательства.

Прелюбодеяние, которое было частным делом семьи во времена республики, стало преступлением, и в широком смысле, трактовалось как незаконный половой акт ( stuprum ), который произошел между мужчиной гражданином и замужней женщиной, или между замужней женщиной и любым другим человеком, не ее мужем.

То есть, двойной стандарт был на месте: замужняя женщина может заниматься сексом только со своим мужем, но женатый мужчина не прелюбодействует, когда он занимается сексом с проституткой, рабыней или лицом, маргинального статуса (infamis).

Роды были поощряемы государством: ВМС Trium liberorum («законное право троих детей»), предоставлялись символические награды и юридические привилегии женщине, родившей троих детей, и освобождение ее от любого мужского попечительства.

Влияние Стоической философии на развитие римского права. Стоики императорской эпохи, такие как Сенека и Музониус Руфус разработали теорию справедливых отношений.

Они не защищали равенства в обществе, но в соответствии с законом, они считали, что природа дает мужчинам и женщинам равные способности к добродетели и равные обязанности действовать добродетельно, и поэтому мужчины и женщины имеют равную необходимость философского образования.

Эти философские течения среди правящей элиты, как считается, помогли улучшить положение женщин в империи

Рим не имел системы государственной поддержки школьного образования; образование было доступно только тем, кто мог заплатить за него. Дочери сенаторов и всадников регулярно получали начальное образование (в возрасте от 7 до 12 лет).

Независимо от пола, несколько человек получали образование за пределами этого уровня. Девушки скромно могли быть обучены для того, чтобы помогать в ведении семейного бизнеса или приобрести навыки грамотности, что позволяло им работать в качестве писцов и секретарей.

Женщина, которая добилась наибольшей известности в древнем мире, с ее образованием, была Гипатия Александрийская, которая вела курсы для молодых мужчин и была политическим советником римского префекта Египта.

Её влияние положило начало её конфликту с епископом Александрийским, Кириллом, который, возможно, был причастен к ее насильственной смерти, в год 415 от рук христианских фанатиков.

Римское право признавало изнасилование преступлением, в котором жертва не имела никакой вины. Изнасилование было тяжким преступлением. Право на физическую неприкосновенность имеет основополагающее значение для римской концепции гражданства, как сказано в римской легенде об изнасиловании Лукреции сыном цезаря.

После выступления против произвола правящей элиты, Лукреция покончила с собой в качестве политического и морального протеста. Римские авторы видели в ее самопожертвовании призыв к свержению монархии и установлению республики.

Изнасилование гражданина каралось законом. А за изнасилование раба можно было привлечь к ответственности только в качестве возмещения материального ущерба его владельцу.

Большинство проституток в Древнем Риме были рабами. Хотя некоторые рабы были защищены от принудительной проституции пунктом в их договоре купли-продажи.

Женщина, которая работала проституткой или актриса, которая теряла свой социальный статус и становилась infamis, «сомнительной репутации», сделав тело общедоступным; она, в действительности, теряла своё право на защиту от сексуального насилия или физического насилия.

Отношение к изнасилованию изменилось в империи с приходом к власти христиан. Святой Августин и другие отцы Церкви интерпретировали изнасилование как признание того, что жертва поощряет насильника к опытным удовольствиям.

При Константине, первом христианском императоре, если отец обвинил человека в похищении своей дочери, а дочь дала свое согласие на побег, то оба подлежат сжиганию живьем.

Если же она была изнасилована или похищена против своей воли, она всё равно изобличалась в качестве сообщника, «на том основании, что она могла бы спасти себя, крича о помощи».

Статус женщины Древней Греции

Из истории прoституции

Как устроен патриархат

Источник: https://www.molodostivivat.ru/puteshestvie-v-istoriyu/pravovoj-status-zhenshhiny-drevnego-rima.html

ЗдоровыйЖелудок
Добавить комментарий