Как определить генотип и фенотип

Решение генетических задач на дигибридное скрещивание. урок. Биология 10 Класс

Как определить генотип и фенотип

Дигибридным называется такое скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга по двум парам альтернативных признаков. К дигибридному скрещиванию предъявляются следующие требования:

1. Каждый признак должен контролироваться одним геном.

2. Гены должны находиться в разных хромосомах.

Задачи на дигибридное скрещивание требуют знания законов Менделя по наследованию признаков двух пар аллельных генов (но являющихся по отношению друг к другу неаллельными), находящимися в разных парах гомологичных хромосом, поэтому наследуемых не сцепленно.

У томатов красная окраска плодов доминирует над желтой, а гладкая кожица плодов доминирует над опушенной. Скрестили между собой гомозиготные растения томатов с красными и гладкими плодами с гомозиготным растением томатов с желтыми и опушенными плодами. Определите генотип и фенотип потомства.

Условие задачи

Обозначим ген, отвечающий за красную окраску плодов – А

за желтую окраску плодов – а

за гладкие плоды                   – В

за опушенные плоды             – в

F2 – ?

Родительские организмы гомозиготные и имеют генотипы ААВВ и аавв (Рис. 1), они продуцируют гаметы одного типа.

Рис. 1. Схема скрещивания (Источник)

Растение с красными плодами образует гаметы, несущие доминантные аллели АВ, а растение с желтыми плодами образует гаметы, несущие рецессивные аллели ав.

Сочетание этих гамет приводит к образованию дигетерозиготы АаВв, поскольку гены А и В доминантные, то все гибриды первого поколения будут иметь красные и гладкие плоды.

Скрестим растения с красными и гладкими плодами из поколения F1c растением, имеющим желтые и опушенные плоды (Рис. 2). Определим генотип и фенотип потомства.

Рис. 2. Схема скрещивания (Источник)

Один из родителей является дигетерозиготой, его генотип АаВв, второй родитель гомозиготен по рецессивным аллелям, его генотип – аавв.

Дигетерозиготный организм продуцирует следующие типы гамет: АВ, Ав, аВ, ав; гомозиготный организм – гаметы одного типа: ав.

В результате получается четыре генотипических класса: АаВв, Аавв, ааВв, аавв и четыре фенотипических класса: красные гладкие, красные опушенные, желтые гладкие, желтые опушенные.

Расщепление по каждому из признаков: по окраске плодов 1:1, по кожице плодов 1:1.

Это типичное анализирующее скрещивание, которое позволяет определять генотип особи с доминантным фенотипом. Дигибридное скрещивание представляет собой два независимо идущих моногибридных скрещивания, результаты которых накладываются друг на друга.

Описанный механизм наследования при дигибридном скрещивании относится к признакам, гены которых расположены в разных парах негомологичных хромосом, то есть в одной паре хромосом располагаются гены, отвечающие за окраску плодов томата, а в другой паре хромосом располагаются гены, отвечающие за гладкость или опушенность кожицы плодов.

От скрещивания двух растений гороха, выросших из желтых и гладких семян, получено 264 желтых гладких, 61 желтых морщинистых, 78 зеленых гладких, 29 зеленых морщинистых семян. Определите, к какому скрещиванию относится наблюдаемое соотношение фенотипических классов.

В условии дано расщепление от скрещивания, получено четыре фенотипических класса со следующим расщеплением  9:3:3:1, и это свидетельствует о том, что были скрещены два дигетерозиготных растения, имеющих следующий генотип: АаВв и АаВв (Рис. 3).

Рис. 3 Схема скрещивания к задаче 2 (Источник)

Если построить решетку Пеннета, в которой по горизонтали и вертикали запишем гаметы, в квадратиках – зиготы, полученные при слиянии гамет, то получим четыре фенотипических класса с указанным в задаче расщеплением (Рис. 4).

Рис. 4. Решетка Пеннета к задаче 2 (Источник)

Неполное доминирование по одному из признаков. У растения львиный зев красная окраска цветков не полностью подавляет белую окраску, сочетание доминантного и рецессивного аллелей обуславливает розовую окраску цветов. Нормальная форма цветка доминирует над вытянутой и пилорической формой цветка (Рис. 5).

Рис. 5. Скрещивание львиного зева (Источник)

Скрестили между собой гомозиготные растения с нормальными белыми цветками и гомозиготным растением с вытянутыми красными цветками. Необходимо определить генотип и фенотип потомства.

Условие задачи:

А – красная окраска – доминантный признак

а – белая окраска – рецессивный признак

В – нормальная форма – доминантный признак

в – пилорическая форма – рецессивный признак

ааВВ – генотип белой окраски и нормальной формы цветка

ААвв – генотип красных пилорических цветков

F1– ?

Они продуцируют гаметы одного типа, в первом случае гаметы, несущие аллели аВ, во втором случае – Ав. Сочетание этих гамет приводит к возникновению дигетерозиготы, имеющий генотип АаВв – все гибриды первого поколения будут иметь розовую окраску и нормальную форму цветков (Рис. 6).

Рис. 6. Схема скрещивания к задаче 3 (Источник)

Скрестим гибриды первого поколения для определения окраски и формы цветка у поколения F2 при неполном доминировании по окраске.

Генотипы родительских организмов – АаВв и АвВв,

гибриды образуют гаметы четырех типов: АВ, Ав, аВ, ав (Рис. 7).

Рис. 7. Схема скрещивания гибридов первого поколения, задача 3 (Источник)

При анализе полученного потомства можно сказать, что у нас не получилось традиционного расщепления по фенотипу 9:3 и 3:1, так как у растений наблюдается неполное доминирование по окраске цветков (Рис. 8).

Рис. 8. Таблица Пеннета к задаче 3 (Источник)

Из 16 растений: три красных нормальных, шесть розовых нормальных, одно красное пилорическое, два розовых пилорических, три белых нормальных и одно белое пилорическое.

Мы рассмотрели примеры решения задач на дигибридное скрещивание.

У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой доминирует над леворукостью.

Задача 4

Кареглазая правша вышла замуж за голубоглазового левшу, у них родилось два ребенка – голубоглазый правша и голубоглазый левша. Определить генотип матери.

Запишем условие задачи:

А – карие глаза

а – голубые глаза

В – праворукость

в – леворукость

аавв – генотип отца, он гомозиготен по рецессивным аллелям двух генов

А – ? В – ? – генотип матери имеет два доминантных гена и теоретически может иметь

генотипы: ААВВ, АаВВ, ААВв, АаВв.

F1аавв, ааВ – ?

При наличии генотипа ААВВ у матери не наблюдалось бы никакого расщепления в потомстве: все дети были бы кареглазыми правшами и имели бы генотип АаВв, поскольку у отца образуются гаметы одного типа ав (Рис. 9).

Рис. 9. Схема скрещивания к задаче 4 (Источник)

Два ребенка имеют голубые глаза – значит, мать гетерозиготна по цвету глаз Аа, кроме этого один из детей – левша – это говорит о том, что мать имеет рецессивный ген в, отвечающий за леворукость, то есть мать – типичная дигетерозигота. Схема скрещивания и возможные дети от этого брака представлены на Рис. 10.

Рис. 10. Схема скрещивания и возможные дети от брака (Источник)

Тригибридным называется такое скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга по трем парам альтернативных признаков.

Пример: скрещивание гороха с желтыми гладкими семенами и пурпурной окраской цветков с зелеными морщинистыми семенами и белой окраской цветков.

У тригибридных растений проявятся доминантные признаки: желтая окраска и гладкая форма семян с пурпурной окраской цветка (Рис. 11).

Рис. 11. Схема тригибридного скрещивания (Источник)

Тригибридные растения в результате независимого расщепления генов продуцируют

восемь типов гамет – женских и мужских, сочетаясь, они дадут в F264 комбинации, 27 генотипов и 8 фенотипов.

Список литературы

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень. – 5-е издание, стереотипное. – Дрофа, 2010.
  2. Беляев Д.К. Общая биология. Базовый уровень. – 11 издание, стереотипное. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Общая биология, 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2005.
  4. Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Сивоглазов В.И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – Дрофа, 2010.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Дать определение дигибридному скрещиванию.
  2. Написать возможные типы гамет, продуцируемых организмами со следующими генотипами: ААВВ, CcDD.
  3. Дать определение тригибридному скрещиванию.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/osnovy-genetiki/reshenie-geneticheskih-zadach-na-digibridnoe-skreschivanie

Методический материал для решения всех видов задач по генетике

Как определить генотип и фенотип

Алгоритм решения генетической задачи (общая часть).

1. Понять, что именно нужно найти;

2. Определить тип задачи.

Как определить к какому типу относится задача?

Задачи на определение генотипаусловии задачи на определение генотипа должна содержаться информация:

1. о характере наследования признака;

2.

о фенотипах родителей;

3.

о генотипах потомства (прямо или косвенно). Для решения такой задачи, необходимо определить генотип хотя бы одного родителя.

Задачи на установление характера наследования признака условиях задач на установление характера наследования признака:

1. предлагаются только фенотипы следующих друг за другом поколений (то есть фенотипы родителей и фенотипы потомства);

2.

содержится количественная характеристика потомства. Для решения такой задачи нужно установить характер наследования признака.

-Расчётные задачи условии расчётной задачи должны содержаться сведения:

1. о характере наследования признака (доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом и др.);

2.

прямые или обратные (через фенотип) должны быть указаны генотипы родительского поколения. Расчётная задача требует составления прогноза генетической и фенотипической характеристик потомства).

3. Определить какому разделу она относится.

Как определить к какому разделу относится задача? В школьной программе рассматриваются задачи следующих разделов:

1. Задачи на моногибридное, ди-( поли)гибридное скрещивание с независимым наследованием признаков;

2.

Задачи на сцепленное наследование (в том числе и с полом) как с кроссинговером, так и без него;

3.

Задачи на неаллельное взаимодействие генов.

3. Определить, какая фраза кажется наиболее непонятной (потому что часто именно она является ключом к решению задачи);

4. Определить, сколько частных задач содержит в себе общая (т.е. найти все мини-вопросы, которые позволят ответить на главный вопрос или вопросы.).

Общий алгоритм

1. Запишем объект исследования и обозначение генов и признаков (или дано, или таблица).

2.

Определим возможные генотипы и фенотипы.

3.

Определим генотипы родителей, типы гамет.

4. Запишем схему скрещивания.

5.Заполним решетку Пеннета.

6. Проанализируем результаты и ответим на вопросы.

Основные правила, помогающие в решении генетических задач (ВАЖНО)

1. Если, при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей (по двум парам признаков) в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9 : 3 : 3 : 1, то родительские особи были дигетерозиготными – АаВв (дигибридное скрещивание).

2.

Если, в результате скрещивания особей, отличающихся друг от друга фенотипически по двум парам признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление признаков в соотношении 1 : 1 (как по фенотипу, так и по генотипу), то одна из родительских особей была дигетерозиготна – АаВв, а другая – дигомозиготна по рецессивному признаку – аавв (дигибридное анализирующее скрещивание, проявляется закон Т. Моргана – закон сцепленного наследования, полное сцепление генов, не нарушается кроссинговером).

3.

Если, в результате скрещивания особей, отличающихся друг от друга фенотипически по двум парам признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление признаков, при чём, особей с признаками родительских форм появляется значительно больше, чем особей с перекомбинированными признаками (расщепление по фенотипу и генотипу 3:3:1:1), то одна из родительских особей была дигетерозиготна – АаВв, а другая – дигомозиготна по рецессивному признаку – аавв (дигибридное анализирующее скрещивание; проявляется закон Т. Моргана – закон сцепленного наследования; неполное сцепление генов, нарушается кроссинговером).

4. Если, признаки у человека от матери передаются сыновьям, а от отца – к дочерям («крисс-кросс» наследование), то гены, отвечающие за развитие этих признаков, находятся в половых хромосомах (в Х-хромосоме) и наследуются сцеплено с полом.

5. Если, у человека признак наследуется только по линии отца, то ген находится в Y-хромосоме и наследуется сцепленно с полом, имеющим Y-хромосому (голандрический признак).

6. Полигибридное скрещивание

Расщепление по фенотипу – (3:1)n

Расщепление по генотипу – (1:2:1)n

Количество типов гамет – 2n

Количество фенотипических классов – 2n

Количество генотипических классов – 3n

Число возможных комбинаций – 4n

n – число пар анализируемых признаков

Типы задач (ЕГЭ биология 28 задание):

  • Дигибридное скрещивание (полное доминирование, неполное доминирование, группы крови – резус фактор).
  • Сцепленное наследование (полное сцепление, неполное сцепление).
  • Сцепленное с полом
  • Родословные
  • Задачи с рисунком
  • Комбинированные

Алгоритм решения прямых задач.

Под прямой задачей подразумевается такая, в которой известны генотипы родителей, необходимо определить возможные генотипы и фенотипы потомства в первом и втором поколениях.

Для решения задачи следует составить схему, аналогичную той, что использовалась для записи результатов моногибридного скрещивания.

3. Так как скрещивались чистые линии томатов, родительские особи были гомозиготными.

Р фенотип ♀ гладкая х ♂опушенная

кожица кожица

Р генотип ♂ АА х ♀ аа

4. Запись типов гамет, которые могут образовываться во время мейоза.

4. ↓ ↓

G А а

(Гомозиготные особи дают только один тип гамет.)

5. Определение генотипов и фенотипов потомков, образующихся в результате оплодотворения.

5.

F1 генотип Аа

фенотип гладкая кожица

6. Составляем схему второго скрещивания.

6.

Р фенотип ♀гладкая х ♂гладкая

кожица кожица

Р генотип ♂Аа х ♀Аа

7. Определяем гаметы, которые дает каждая особь.

7. ↓ ↓ ↓ ↓

G А а А а

(Гетерозиготные особи дают два типа гамет).

8. Составляем решетку Пеннета и определяем генотипы и фенотипы потомков.

8.

F2 Генотип

А

А

А

АА

Аа

А

Аа

Аа

Аа Аа Аа аа

гл. гл. гл. опуш.

9. Отвечаем на вопросы задачи полными предложениями, записывая все вычисления.

Вероятность появления в F2 плодов с гладкой кожицей:

4 – 100%

3 – х х = (3х100):4 =75%

Вероятность появления в F2 плодов с опушенной кожицей:

100%-75% =25%.

10. Записываем ответ по образцу:

Ответ: АА, аа, Аа / 75%, 25%.

Алгоритм решения обратных задач.

Под обратной задачей имеется в виду такая задача, в которой даны результаты скрещивания, фенотипы родителей и полученного потомства; необходимо определить генотипы родителей и потомства.

3.

Р фенотип ♀норм. х ♂норм.

крылья крылья

Р генотип ♂А_ х ♀ А_

F1 фенотип 88 норм. крылья 32 редуц. крылья

генотип А_ аа

4. Определяем типы гамет, которые может образовать каждая родительская особь.

4. Родительские особи обязательно образуют гаметы с доминантным геном. Так как в потомстве появляются особи с рецессивным признаком, значит у каждого из родителей есть один ген с рецессивным признаком. Отсюда:

Р фенотип норм. крылья х норм. крылья

Р генотип Аа х Аа

↓ ↓ ↓ ↓

G А а А а

5. Определяем генотип и фенотип потомства, полученного в результате оплодотворения, записываем схему.

5.

F1 генотип АА Аа Аа аа

фенотип 88 (норм. норм. норм. редуц.)

6.Записываем ответ задачи.

Ответ: доминантный признак – нормальные крылья/ Аа и Аа/ АА, 2Аа, аа.

Алгоритм решения задач: «Моногибридное скрещивание».

  • Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А – доминантный а – рецессивный.
  • Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
  • Запишите генотип гибридов F1.
  • Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
  • Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.

Скрещивание гибридов при полном доминировании.

при неполном доминировании.

I. Закон единообразия первого поколения. (Г. Мендель).При скрещивании двух особей с противоположными признаками в первом поколении все гибриды одинаковы и похожи на одного из родителей.II. Закон расщепления. (Г.Мендель).
При скрещивании гибридов I поколения во втором поколении наблюдается расщепление в соотношении 3:1 по фенотипу.

Алгоритм решения задач: «Дигибридное скрещивание».

  • Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А – доминантный а – рецессивный.
  • Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
  • Запишите генотип гибридов F1.
  • Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
  • Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.

II. Закон независимого наследования признаков 

(Г. Мендель).

При скрещивании гибридов

I поколения по двум парам признаков наследование по каждой паре признаков идет независимо друг от друга и образуются четыре фенотипические группы с новыми сочетаниями.
Расщепление по фенотипу 9:3:3:1

Алгоритм решения задач: «Анализирующее скрещивание».

  • Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А – доминантный а – рецессивный.
  • Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
  • Запишите генотип гибридов F1.
  • Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
  • Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.

Алгоритм решения задач: «Сцепленное наследование».

  • Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А – доминантный а – рецессивный.
  • Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
  • Запишите генотип гибридов F1.
  • Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
  • Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.

Без кроссинговера

Закон сцепленного наследования генов, находящихся в одной хромосоме (Т. Морган).

Гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются совместно, сцеплено.

Полное сцепление (не нарушается кроссинговером), расщепление признаков в соотношении 1 : 1 (как по фенотипу, так и по генотипу),

При кроссинговере

Закон сцепленного наследования генов, находящихся в одной хромосоме (Т. Морган).

Гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются совместно, сцеплено.

Неполное сцепление (сцепление генов может нарушаться в результате кроссинговера). Количество кроссоверных особей всегда значительно меньше, чем количество основных особей (Т. Морган), расщепление по фенотипу и генотипу 3:3:1:1.

Алгоритм решения задач: «Генетика пола».

  • Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А – доминантный а – рецессивный.
  • Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
  • Запишите генотип гибридов F1.
  • Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
  • Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.

I вариант

Соотношение полов 1:1

Пол организма определяется сочетанием половых хромосом.Пол, содержащий одинаковые половые хромосомы (XX), называется гомогаметным, а различные половые хромосомы (XY) – гетерогаметным.

Гетерогаметные особи образуют два типа гамет. У большинства организмов (млекопитающих, амфибий, рептилий, многих беспозвоночных) женский пол гомогаметный, а мужской – гетерогаметный (I вариант)

II вариантСоотношение полов 1:1

У птиц, некоторых рыб, бабочек гетерогаметны самки, а гомогаметны самцы (II вариант)

III вариант Соотношение полов 1:1

У прямокрылых, пауков, жуков самцы не имеют Y хромосому из пары. Тип ХО.

Алгоритм решения задач:

«Наследование признаков, сцепленных с полом».

  • Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А – доминантный а – рецессивный.
  • Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
  • Запишите генотип гибридов F1.
  • Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
  • Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.

Источник: https://infourok.ru/metodicheskiy-material-dlya-resheniya-vseh-vidov-zadach-po-genetike-2773651.html

Что такое генотип и фенотип

Как определить генотип и фенотип

Каждый человек должен знать, что такое генотип и фенотип.

Это основы биологии, которые когда-нибудь могут пригодиться.

Что такое генотип

Это совокупность наследственной информации в организме. Иными словами, это сумма генов, образующая единую систему.

В отличие от генофонда, он описывает не весь вид, а отдельную особь.

Как определить генотип

Для определения генотипа животных и растений используют анализирующее скрещивание. В его основе лежит скрещивание неопределенной особи и особи с гомозиготным (одинаковым) набором хромосом.

Так как вторая особь образует одну гамету рецессивного признака, определить первую особь легко и просто.

А вот человеку, чтобы узнать свой набор генов, нужно сдать анализы в специальной лаборатории.

Как изменяется генотип

Изменение набора генов может быть вызвано мутацией. Во время данного процесса изменяется структура ДНК, которая может передаваться по наследству. Мутации возникают по разным причинам.

Например, из-за ультрафиолетовых лучей, радиации или под действием химических веществ.

Мутации делятся на:

  • генные,
  • хромосомные,
  • геномные,
  • соматические,
  • цитоплазмические.

Генные мутации подразумевают под собой изменение строения одного гена, хромосомные модификацию строения хромосомы, геномные изменения количества хромосом.

Также мутации бывают спонтанными и искусственными. Первые возникают самопроизвольно и случаются на протяжении всей жизни. Вторые же искусственно вызваны в лаборатории.

Мутации в основном носят летальный или нейтральный характер. Изредка мутации бывают полезны для организма.

Набор генов также может изменяться из-за комбинативной изменчивости. В ее основе лежит перекомбинация генов в ходе полового процесса.

В результате какого процесса формируется генотип потомства

Он формируется в результате слияния родительских гамет. Например, при слиянии двух гомозиготных организмов, потомок получит генотип аа.

Что такое фенотип в биологии

Фенотип (англ. phenotype) в биологии это совокупность признаков, формирующихся на основе генотипа. Однако, под влиянием окружающей среды, набор свойств может меняться, из-за чего появляются индивидуальные различия.

По свойствам организма не всегда можно понять, какой генотип у особи. У организмов может быть одинаковый набор свойств даже при разном наборе генов. Например, у красного цветка может быть генотип и АА, и Аа. В данном случае для определения набора генов применяется анализирующее скрещивание.

Фенотипы человека

Фенотипы человека это характеристики, присущие личности в данный момент времени. Другими словами, это совокупность свойств организма.

Фенотипические признаки

Фенотипические признаки человека это рост, вес, цвет волос, оттенок глаз, тон кожи, а также группа крови. Большинство людей имеют сразу несколько фенотипов: в основном два, но иногда три или четыре. Отдельное внимание стоит уделить генетическим болезням. Зачастую у них есть особенные фенотипические признаки и проявления.

Свойства организма также делятся на количественные и качественные. Первые выражают количество, могут изменяться и подсчитываться. Примером количественного признака является масса. Она изменяется в течение жизни, но может подсчитываться.

Качественные же признаки являются словесными характеристиками. Это, например, цвет волос, окрас шерсти или оттенок семян. В общем, это те качества, которые можно описать определениями.

Количественные признаки в отличие от качественных зависят от нескольких генов. При этом они сильнее подвержены влиянию окружающей среды.

Альтернативные признаки это две взаимоисключающие характеристики организма. Например, женский и мужской пол.

От чего зависит фенотип

Совокупность свойств организма зависит от набора генов и условий окружающей среды.

При какой форме изменчивости изменяется лишь фенотип

Модификационная или ненаследственная изменчивость трансформация свойств организма под влиянием окружающей среды. По-другому, это можно назвать адаптацией. В данном случае изменениям подвергается лишь фенотип, набор генов остается неизменным.

При этом модификационная изменчивость не может передаваться из поколения в поколение. Существует необратимая и обратимая ненаследственная изменчивость. Пример первой образование шрама на месте царапины. Пример второй загар.

Заключение

Как известно, изучением наследственности и изменчивости занимается генетика. Ученые говорят, что это наука будущего. Значит, ее основы должен знать и помнить каждый человек.

Источник: https://tvercult.ru/nauka/chto-takoe-genotip-i-fenotip

Задачи на определение генотипа детей по генотипу и фенотипу родителей

Как определить генотип и фенотип

Задача 12. У человека ген праворукости доминирует над геном леворукости. Женщина – левша вышла замуж за мужчину – правшу, отец которого был левшой. Какова вероятность рождения детей – левшей в этой семье?

Решение. Обозначим гены:

А – праворукость

а – леворукость

Так как женщина левша, она гомозигтна по гену а (её генотип аа). Ёе муж правша, следовательно – в его генотипе должен быть ген А. Известно, что его отец был левшой, поэтому мужчина должен быть гетерозиготным: Аа. Записываем генотипы родителей, их гаметы и генотипы детей в F1:

Р ♀ аа – ♂ Аа

Г а А а

F1 Аа, аа

Гомозиготные особи образуют только один вид гамет. В данном случае у женщины гаметы содержат рецессивный ген а. Гетерозигиты образуют два типа гамет А и а. При слиянии мужских гамет с женскими может быть два варианта генотипов Аа и аа в равном соотношении 1:1. Значит на долю левшей аа приходится ½ или 50% всего потомства.

Ответ: вероятность рождения детей-левшей в данной семье равна 50%.

Задача 13.Фенилкетонурия (нарушение обмена фенилаланина) определяется аутосомным рецессивным геном. В семье здоровых родителей родился ребёнок с фенилкетонурией. Определить генотипы родителей и вероятность того, что следующий ребёнок будет здоровым.

Решение: Обозначим гены:

А – нормальный обмен фенилаланина

а – фенилкетонурия

Так как родители были здоровы, в их генотипах имеется доминантный ген А. Поскольку у них родился больной ребёнок с генотипом аа, в генотипах родителей должен быть рецессивный ген а, т.е. родители должны быть гетерозиготны. Выписываем генотипы родителей, все возможные виды гамет и генотипы в Г1:

Р ♀ Аа – ♂ Аа

Г А а А а

F1 АА, Аа, Аа, аа

здоровые больной

Так как родители гетерозиготны, они образуют по 2 типа гамет: А и а. При слиянии мужских и женских гамет образуется 4 генотипа, один из которых аа ( 1/4 часть) соответствует больному фенилкетонурией, З:АА, Аа, Аа (т.е. ¾ части) соответствует здоровым. Так как всё потомство составляет 1 часть или 100%, то вероятность здорового ребёнка будет ¾ или 75%.

Ответ: вероятность рождения здорового ребёнка в данной семье равна 75%.

Задача 14. Одна из форм цистинурии (нарушение обмена 4 аминокислот) обусловлена аутосомным рецессивным геном.

У гомозигот по этому гену наблюдается образование цистиновых камней в почках, а у гетерозигот – лишь повышенное содержание цистина в моче.

Определить вероятность рождения здоровых детей в семье, где один из супругов был здоров, а второй имел повышенное содержание цистина в моче.

Решение. Обозначим гены:

А – нормальный обмен

а – цистинурия

Поскольку один супруг здоров, его генотип АА; второй имеет повышенное содержание цистина в моче, значит его генотип – Аа.

Р ♀ АА – ♂ Аа

Г А А а

F1 АА Аа

1:1

У женщины образуется один вид гамет А, поэтому что она гомозиготна АА, у мужчины – два вида гамет А и а, так как он гетерозиготен. В F1 возможны два вида генотипов АА и Аа. АА – здоровый, Аа – соответствует повышенному содержанию цистина в моче. АА составляет ½ или 50% от всего потомства.

Ответ: вероятность рождения здоровых детей в данной семье равна 50%.

Задача 15. У крупного рогатого скота ген комолости (отсутствие рогов) доминирует над геном рогатости. Какое потомство можно ожидать от скрещивания комолого быка с рогатыми коровами, если известно, что в прошлом от этого быка у одной из коров был рогатый телёнок?

Решение. Обозначим гены:

А – комолость

а – рогатость

Поскольку от комолого быка был рогатый телёнок с генотипом аа, генотип быка должен быть Аа.

Р ♀ аа х ♂Аа

Г а А а

F1 Аа , аа

комол. рогатый

У рогатой коровы генотип аа, она образует один тип гамет а, у быка с генотипом Аа формируется два типа гамет А и а. При их слиянии с женскими гаметами а образуются генотипы Аа и аа в равном соотношении, те. по 50%.

Ответ: от скрещивания комолого быка с генотипом Аа с рогатым коровами можно ожидать в потомстве 50% комолых и 50% рогатых телят.

Задача 16. Ген чёрной окраски крупного рогатого скота доминирует над геном красной. Какое потомство можно ожидать от скрещивания чёрного быка с чёрной коровой, если известно, что они гетерозиготны?

Задача 17. У мухи дрозофилы ген серой окраски тела доминирует над геном чёрной окраски. Чёрная самка скрещена с серым гетерозиготным самцом. Какое потомство можно ожидать в первом поколении?

Задача 18.Кохинуровые норки (светлая окраска с чёрным крестом на спине) получаются в результате скрещивания белых норок с тёмными. При скрещивании белых норок между собой получается белое потомство, а при скрещивании тёмных – тёмное. Какое потомство можно ожидать от скрещивания:

а) чёрных норок с кохинуровыми?

б) кохинуровых норок с белыми?

в) кохинуровых норок между собой?

Задача 19. У человека полидактилия (многопалость) обусловлена доминатным аутосомным геном. Женщина, имеющая нормальное количество пальцев, вышла замуж за мужчину, гетерозиготного по гену полидактилии. Какова вероятность рождения шестипалых детей в этой семье?

Задача 20. У человека ахондроплазия (карликовость за счёт укорочения скелета конечностей) детерминирована доминантным аутосомным геном. Нормальная женщина вышла замуж за мужчину с ахондроплазией . Какова вероятность рождения здоровых детей в данной семье?

Задача 21. Одна из форм цистинурии (мочекаменная болезнь) детерминирована рецессивным аутосомным геном. У гомозигот по этому гену наблюдается образование камней в почках, а у гетерозигот – повышенное содержание цистина в моче. Определите возможные формы проявления цистинурии в семье где муж страдал этим заболеванием, а жена имела повышенное содержание цистина в моче.

Задача 22. У человека ген праворукости доминирует над геном леворукости. Женщина – левша вышла замуж за мужчину правшу, отец которого был левшой. Определите вероятность рождения левшей в этой семье.

Задача 23. У человека альбинизм (отсутствие пигментации) обусловлен рецессивным аутосомным геном. У родителей с нормальной пигментацией родился сын-альбинос. Какова вероятность рождения следующего ребёнка с нормальной пигментацией?



Источник: https://infopedia.su/15xe7cc.html

Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу родителей

Как определить генотип и фенотип

Пример. У пшеницы ген карликового роста (А) доминирует над геном нормального роста (а). Определите генотип потомства от скрещивания: а) гомозиготной карликовой пшеницы с нормальной; б) двух гетерозиготных карликовых растений пшеницы.

Решение. Для решения задач важно правильно записать условия задачи и схему скрещивания с использованием генетической символики.

Запись признаков генов, их определяющих, лучше делать в виде данных под названием «Дано», при этом необходимо указать название организма и признак:

Дано: Схема скрещивания
пшеница – рост
А – карликовый рост
а – нормальный рост
генотипы F1 – ?

Далее определяем генотипы и продуцируемые гаметы родительских форм.

а) По условию задачи растения с карликовым ростом гомозиготно, следовательно, его генотип АА. Вторая родительская форма имеет нормальный рост. Поскольку ген нормального роста рецессивен, растение может быть только гомозиготным и иметь генотип аа (иначе проявится доминантный ген).

Записываются эти данные в виде схемы скрещивания. Родительские формы обозначаются буквой Р, первое поколение – F1, второе поколение – F2. Затем определяем типы гамет, продуцируемых родительскими формами. Поскольку оба родителя гомозиготны, они производят только один тип гамет.

Пшеница карликового роста дает гаметы, несущие ген А, пшеница нормального роста – гаметы, несущие ген а. Гаметы записываем на следующей строчке под генотипом родителей, на третей строчке записываем генотип потомков первого поколения F1 – Аа, т.к. они получают от одного родителя ген А, от другого ген а.

Следовательно, все потомки в F1 гетерозиготны. Поскольку ген А доминантен, все растения имеют карликовый рост.

Дано: Схема скрещивания:
пшеница – рост Р АА х аа
А – карликовый рост карликовый рост нормальный рост
а – нормальный рост G А А а а
генотипы F1 – ?
F1 Аа

б) По условию скрещиваются два гетерозиготных организма. Надо определить фенотип потомков. Сначала определяем, какие типы гамет продуцируют исходные формы – это два типа гамет: половина А, половина а. Сочетание этих гамет дает три генотипа: ¼ особей имеет генотип АА, ½ – генотип Аа, ¼ – генотип аа.

Дано: Схема скрещивания:
пшеница – рост Р АА х Аа
А – карликовый рост карликовый рост карликовый рост
а – нормальный рост G А А А а
генотипы F1 – ?
F1 АА Аа Аа аа
Карликовый рост Нормальный рост

Особи с генотипом АА и Аа фенотипически одинаковые, и имеют карликовый рост. Особи с генотипом аа – имеют нормальный рост.

При решении задач такого типа в отношении человека следует иметь в виду, что говорить о точном количественном соотношении генотипов в потомстве нельзя, т.к. у человека число детей слишком мало для достоверности результатов, поэтому можно говорить только о вероятности количественных соотношений генотипов.

5. Желтый цвет семян гороха (А) доминирует над зеленым (а). Определите фенотип и генотип потомства от скрещивания гомозиготного растения с желтыми семенами с растением с зелеными семенами.

6. Желтый цвет семян гороха (А) доминирует над зеленым (а). Определите фенотип и генотип потомства от скрещивания двух гетерозиготных растений с желтыми семенами.

7. Желтый цвет семян гороха (А) доминирует над зеленым (а). Определите фенотип и генотип потомства от скрещивания гетерозиготного растения с желтыми семенами с растением с зелеными семенами.

8. У томатов ген, определяющий красную окраску плодов, доминантен по отношению к гену желтой окраски. Полученные из гибридных семян 3021 куст томатов имел желтую окраску плодов, а 9114 кустов – красную. Определите примерное количество гетерозиготных растений в рассаде.

9. Ген черной окраски тела крупного рогатого скота доминирует над геном красной окраски. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготных особей.

10. Ген черной окраски тела крупного рогатого скота доминирует над геном красной окраски. Какое потомство можно ожидать от скрещивания красного быка и гетерозиготных коров.

11. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Определите генотипы потомков, если гомозиготный кареглазый мужчина женился на голубоглазой женщине.

12. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Определите генотипы потомков, если и муж и жена были кареглазыми и гетерозиготными.

13. У человека ген полидактилии (шестипалости – Р) является доминантным по отношению к гену, детерминирующему нормальное строение кисти (р). Определите генотипы и фенотипы потомков, если от брака гетерозиготного шестипалого мужчины и женщины с нормальным строением кисти родились два ребенка.

14. У человека ген полидактилии (шестипалости – Р) является доминантным по отношению к гену, детерминирующему нормальное строение кисти (р). Определите генотипы и фенотипы потомков, если от брака гомозиготного шестипалого мужчины и женщины с нормальным строением кисти родился один ребенок.

15. У человека ген карих глаз доминирует над геном голубых глаз. Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые. Определите генотипы и фенотипы потомков.

16. Миоплегия (периодические параличи) наследуется как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.

17. Одна из форм гемералопии (неспособность видеть при сумеречном и ночном освещении) наследуется по аутосомно-доминантному типу. Определите вероятность рождения больных детей от гетерозиготных больных родителей.

18. Одна из форм гемералопии (неспособность видеть при сумеречном и ночном освещении) наследуется по аутосомно-доминантному типу. Определите вероятность рождения больных детей в семье, где один из супругов страдает данным заболеванием, а другой здоров и оба супруга гомозиготны.

19. Гепатоцеребральная дистрофия (нарушение обмена меди) наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Определите вероятность рождения больных детей в семье, где один из супругов страдает данным заболеванием, а другой здоров и имеет здоровых родителей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_98496_opredelenie-genotipa-i-fenotipa-potomkov-po-genotipu-roditeley.html

ЗдоровыйЖелудок
Добавить комментарий